В целом, следующие годы в России вероятнее всего пройдут под знаменем жесткой конкуренции за рабочее место, возможность содержать и оплачивать свою собственность, за возможность инвестировать, что должно привести к оживлению и оздоровлению экономики в целом.

 

Что изменится?

Вот список лишь некоторых изменений, которые сейчас активно готовятся к внедрению, или вступили в силу с началом 2017 года.

8 декабря Президент распорядился о принятии мер по изменению миграционной политики. Процесс миграции должен стать проще и быстрее. Это означает, что страна готовится к приему большого количества мигрантов, которые составят существенную конкуренцию россиянам на рынке труда. Уже сейчас эта конкуренция ощутима в сфере низкоквалифицированного труда, но, если тенденция сохранится, совсем скоро мигранты начнут конкурировать не только за низшие, но и за средние позиции. По статистике, мигранты работают больше, эффективнее и, главное, дешевле, что очевидно выгодно для экономики.

В ближайшие 2-3 года Совет Федерации рассчитывает выявить всех официально не трудоустроенных граждан, пользующихся полисами ОМС и иными социальными благами, но уклоняющихся от уплаты обязательных взносов в пенсионный и медицинский фонды.

Разрабатывается механизм, который после принятия закона исключит возможность подобного уклонения и заставит граждан выбрать один из следующих вариантов действий:

- официальное трудоустройство;

- приобретение патента;

- регистрация в качестве индивидуального предпринимателя;

- оформление полиса ДМС.

Это позволит сократить государственное финансирование сферы здравоохранения и получить дополнительные вливания в бюджет за счет увеличения количества трудящихся граждан.

В конце 2016 года глава Пенсионного фонда России Антон Дроздов официально объявил о намерении провести очередную пенсионную реформу, которая подразумевает лишение социальных выплат граждан, которые не платили налогов и не делали отчислений в пенсионный фонд. В первую очередь реформа коснется безработных, достигших пенсионного возраста. Сейчас, по данным Росстата, число безработных стремится к 5%, так что экономия для Пенсионного Фонда будет существенной. Законопроект может быть внесен в Госдуму уже осенью 2017 года.

Все три описанные выше инициативы очевидно направлены на обострение конкуренции на рынке труда и на то, чтобы россияне работали больше, эффективнее и качественнее. Одновременно будут оптимизированы расходы на социальную сферу.

Также государство заинтересовано в том, чтобы работали имеющиеся у граждан активы, в первую очередь – объекты недвижимости. Для того, чтобы находящаяся в собственности граждан недвижимость приносила государству доход, предпринят целый ряд мер. Очень немногие сегодня понимают, что все казалось бы разрозненные законы – звенья одной цепи.

Нашумевшая система расчёта налога на недвижимость, подразумевающая расчёт суммы налога исходя из новой кадастровой оценки, в 2016 году заработала в целом ряде регионов. При этом новая кадастровая оценка в подавляющем большинстве случаев оказалась выше рыночной цены объекта, а налог – существенным потрясением для бюджета собственника. В среднем, по оценкам экспертов, к 2020 году налог должен вырасти втрое по сравнению с 2016 годом. Безусловно, это способ дополнительной подпитки федерального и местных бюджетов.

При этом стоит отметить, что в России порядка 80% недвижимости находится в полной выкупленной собственности, тогда как на Западе только 10% населения может себе позволить иметь в собственности недвижимость, не обремененную ипотекой. И это не «страшилки», а норма для многих развитых европейских стран со здоровой экономикой.

Еще один способ заставить недвижимость приносить доход государству – сделать так, чтобы недвижимость стала объектом залога по кредитным обязательствам. То есть в первую очередь увеличить количество ипотечных заемщиков. Государственная поддержка ипотеки, активно продвигаемая весь прошлый год, значительно простимулировала этот сегмент. Так, по данным Банка России, только в первом полугодии 2016 года рынок ипотечного кредитования вырос на 44,3% и показывал положительную динамику до конца года.

Единый стандарт государственной оценки позволит банкам передавать закладную на недвижимость. Проще говоря, банки смогут легко перекупать друг у друга пакеты кредитных обязательств, в том числе по ипотеке.

Еще один нашумевший законопроект о лишении должников единственного жилья тоже является звеном прослеживаемой цепи реформ. Министерство юстиции готовит поправки, согласно которым должников можно будет «уплотнить» и оставить на каждого члена семьи только то количество метров, которое соответствует норме. Не исключено, что в результате действия нового закона о банкротстве физических лиц россиян ждет в том числе волна уплотнительного заселения.

 

Что делать?

Вышеперечисленный ряд реформ направлен в первую очередь на закрепление человека в экономике, на упрощение механизмов управления государством и создание прозрачной системы трудовых и имущественных взаимоотношений между государством, экономикой и гражданином.

Что необходимо предпринять в данной ситуации среднестатистическому гражданину? В первую очередь для того, чтобы выжить в новой системе необходимо занять в ней правильное место. Овладеть азами финансовой грамотности, научиться правильно использовать финансовые инструменты, такие как кредитование и инвестиции.

Системе не важно, под какие цели будет «закредитован» жилой фонд – под погашение долгов, или получение дохода. Грамотные инвестиции в недвижимость в новых условиях могут стать «спасательным кругом» для многих россиян.

Важно понимать, что в итоге проводимые реформы направлены на оздоровление экономики и поддержку экономического суверенитета государства, что безусловно будет на пользу всем его гражданам.