Свой этаж для бизнеса
У предпринимателей Санкт-Петербурга тревогу вызвала недавняя новость: питерские депутаты попросили губернатора Георгия Полтавченко ввести мораторий на перевод квартир в нежилой фонд. Более того, есть информация, что законодательное собрание предлагает отозвать и ранее выданные разрешения на такой перевод. То есть квартиры, которые прежде были оформлены как нежилые объекты, утратят этот статус.Свой этаж для бизнеса

У предпринимателей Санкт-Петербурга тревогу вызвала недавняя новость: питерские депутаты попросили губернатора Георгия Полтавченко ввести мораторий на перевод квартир в нежилой фонд. Более того, есть информация, что законодательное собрание предлагает отозвать и ранее выданные разрешения на такой перевод. То есть квартиры, которые прежде были оформлены как нежилые объекты, утратят этот статус.

Понятно, что недвижимость переводится из жилой в нежилую с одной-единственной целью: приспособить эти площади под ведение бизнеса. И если мораторий будет введен, а прежние разрешения отменены, это поставит под угрозу сразу несколько сегментов рынка. Это и стрит-ритейл – кафе, магазинчики, сувенирные лавочки, которые делают наш город таким симпатичным и уютным. Это и другие удобные для потребителей предприятия – парикмахерские, ремонтные мастерские, ателье. И, конечно, это мини-отели в квартирах, которые привлекают в Питер огромное число туристов замечательным сочетанием домашней атмосферы и демократичной цены.

Риски, создаваемые возможным введением моратория на перевод квартир в нежилой фонд, мы на бизнес-площадке «Медиаметрикс» обсудили с Дмитрием Петровичевым, членом совета санкт-петербургского отделения общественной организации бизнеса «ОПОРа России».

В чем проблема?

Проблема действительно может кому-то показаться преувеличенной: закроются какие-то магазинчики и кафе на первых этажах – ну и что? Есть ведь большие супермаркеты, в которых можно купить все что угодно.

Но, во-первых, маленькие «домашние» заведения создают особую атмосферу: уюта, комфорта, доброжелательности, достатка. Они украшают город. Это именно то, за что туристы любят, например, европейские столицы, где такие лавочки на каждом шагу.

А во-вторых – и в-главных – недооценивать эту проблему означает недооценивать роль малого бизнеса для нашего города и нашей страны.

Да, сейчас его доля в экономике России невелика – в пределах 25% (для сравнения: в Европе – более 60%). И планы по выходу к 2030 году на показатель в 40% воспринимаются как чрезвычайно амбициозные.

Но вот питерское отделение «ОПОРы России» приводит такую статистику. В Санкт-Петербурге, с его населением более 6 млн человек, малых предприятий, включая ИП и небольшие юрлица, чуть больше 362 тысяч. А количество работников на этих предприятиях превышает миллион. То есть примерно 40% рабочих мест в Питере создает малый бизнес. В том числе те самые крошечные частные компании, которые расположены в бывших квартирах. И если находиться таким предприятиям в жилых домах запретят, им, скорее всего, придется закрыться – альтернативных площадей, куда все предприниматели могли бы перебраться со своими бизнесами, сейчас нет. А значит, многие и многие люди рискуют потерять работу.

Что же делать?

Однако, как выясняется, все не так уж страшно. Поводом для заявления депутатов о моратории стали, в свою очередь, жалобы питерцев на нарушения со стороны предпринимателей, обосновавшихся в жилых домах. Кто-то жаловался на круглосуточный шум, яркий свет и резкий запах. Кто-то – на то, что электропроводка в доме не выдерживает работы еще и кафе или бара. Некоторые заявляли о незаконной перепланировке помещений предпринимателями. Были и те, кто говорил о подделке решения общего собрания жильцов, которые на самом деле никаких разрешений на размещение в их доме коммерческого предприятия не давали.

То есть во всех этих случаях речь идет о конкретных нарушениях, которые и необходимо устранять. А вот запрет на  перевод квартир в нежилой фонд тут ни при чем. Тем более что у городских и региональных властей нет полномочий вводить подобные запреты: процедура перевода прописана в федеральном Жилищном кодексе, и именно его положениями можно руководствоваться при решении подобных вопросов.

Но вот полномочия и обязанности по устранению нарушений при ведении бизнеса у местных властей и надзорных органов как раз есть. Каждый случай, разумеется, должен рассматриваться индивидуально, а каждая проблема решаться конкретно. «Оптовый» подход здесь не годится.

Есть моменты, на которые должны обратить внимание сами предприниматели. Новые дома сейчас строят сразу с расчетом на то, что на первых этажах в них расположатся частные предприятия, и все санитарные, противопожарные, другие требования безопасности в таких помещениях изначально соблюдены. Но практика показывает, что и это не снимает всех проблем. Дело в том, что многие наши бизнесмены действуют по принципу «Главное ввязаться – а там посмотрим». А это означает, что не те, так другие детали будут упущены. Не с недвижимостью и безопасностью, так с юридическими вопросами или бухгалтерией. К сожалению, пока у российских предпринимателей нет спроса на элементарные знания о том, как вести бизнес, и на консультации специалистов. В этом и есть корень всех проблем, а отнюдь не в том, где именно расположены кафе или магазин.

Сейчас существует множество компаний, которые готовы помочь (на некоторых этапах и бесплатно) с грамотным выбором и использованием недвижимости, ее переводом в нежилой фонд, выполнением требований надзорных органов, правильной эксплуатацией и т.д. И если предприниматель не стал решать эти вопросы сам, но и не обратился к специалистам – кто же виновен в его проблемах?

- Одной из тех организаций, которая может оказать реальную помощь предпринимателям, является «ОПОРа России», - сказал во время нашей программы Дмитрий Петровичев. – Она может поддержать бизнесменов при решении хозяйственных споров, при урегулировании вопросов с налоговой инспекцией, надзорными ведомствами, органами власти; дать консультацию по разным другим поводам, связанным с предпринимательством.

Словом, бояться «депутатского моратория» не стоит: вводить его оснований нет. Но вести бизнес так, чтобы итогом работы стали не жалобы, а польза для всех – это уже зависит от каждого предпринимателя. 

Источник

 

Календарь событий:
Июнь
ПнВтСрЧтПтСбВс
       
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30